Создание ювелирного бренда «на коленке»
Реально ли самому, без огромных финансовых затрат, длительного обучения, привлечения дорогостоящих специалистов и специальных знаний, создать и раскрутить свою собственную линейку ювелирных украшений?
В условиях современной быстроразвивающейся экономики, с частыми кризисами и нарастающей скоростью изменений, большому числу людей приходится сталкиваться с необходимостью смены образа жизни или сферы деятельности. Активность индивидуумов всё больше смещается в сторону личной творческой активности и уходит от участия в деятельности крупных компаний, больших и хорошо отлаженных бизнес-процессов. Формируется постиндустриальный тип общества. Это происходит по самым разным причинам, в числе которых тенденции к компьютеризации и роботизации производственных процессов, процессов продаж и, даже, управления, из-за глобализации экономики и рынков труда и, как следствие, повышения конкуренции на них, географического перераспределения производственных мощностей. Некоторые профессии просто-напросто перестают существовать, другие трансформируются из-за развития технологий. В каких-то областях, компьютеры и аппаратно-програмные комплексы вытесняют людей из бизнес-процессов практически полностью. Жизнь не стоит на месте, и, как бы то ни было, всё большее число людей сталкивается с ситуацией, когда реализовывать себя как прежде нет возможности или желания.
Вспоминаются забытые хобби или находятся новые. Благодаря взрывному развитию социальных сетей в последние годы, круг общения у людей значительно расширился(и изменился). Это несёт в себе новые вызовы и возможности. Ежедневно, прокручивая ленты новостей в социальных сетях, мы наблюдаем за тем новым, что возникает в нашем круге интересов: кто-то где-то побывал, получил какие-то новые знания и, самое на мой взгляд главное,- что-то новое сделал. По-новому приготовил пищу, по-новому реализовал какие-то интерьерные решения или, наконец, распространил свою творческую энергию на создание новых предметов быта, одежды, украшений.
И вот, идея создания своей коллекции появилась. Она вертится в голове, начинает сниться по ночам, преследует неотступно. Или, быть может, просто возникает мысль:"Дай-ка я попробую! Выйдет или нет?"
Здесь уже вопрос из стадии "ПОЧЕМУ" переходит в стадию "ЧТО"
В дело идут теперь карандаши, фломастеры, линеры, миллиметровка и картон, да и всё, что под руку попадёт: идеи начинают воплощаться, что называется "на салфетках", сиречь обретать форму набросков и эскизов. Постепенно их накапливается такое количество, которое как бы говорит: "А дальше что?", как бы подталкивает вперёд, к физической реализации. И, если речь идёт у нас о коллекции украшений, то начинается поиск способа воплощения её в материю.
ПОИСК КОМПАНИИ-ИСПОЛНИТЕЛЯ.
Первым пунктом на пути в этом поиске обычно оказывается ювелир. И это становится первой ошибкой на этом тернистом пути. Почему же ювелир не может сделать коллекций? Для начала попробуем сегрегировать ювелиров по роду деятельности. Ювелирную торговлю отбросим сразу, этот вид ювелиров нам ничем точно помочь в изготовлении не сможет. Ещё существуют ювелиры-дизайнеры. Это ювелиры с собственным видением или даже собственным брендом, делающие только то, что и как видят и хотят они сами, но не то, что нужно изготовить кому-либо другому. И, поэтому, эти ювелиры тоже не про нас. Ну и наконец, самый распространённый вид ювелиров - ювелиры, работающие на заказ. Чтобы понять, почему же такой ювелир нам помочь не сможет, нужно присмотреться к нему поближе. Этот ювелир привык работать с физлицами по принципу: сделай минимум работы за максимум денег; как правило вместо мастерской у такого ювелира или место на кухне, или ещё какой-то угол, переделанный балкон, либо(самый распространённый вариант) - 2-3 кв. метра в каком либо ТЦ, что ещё печальнее, т.к. там даже элементарной пайки осуществлять нельзя, в силу правил пожарной безопасности. Что уж говорить про полноценное производство, которое требует не одной сотни метров хорошо оборудованной площади...Да и знания и умения такого ювелира не простираются настолько далеко, насколько это необходимо при создании коллекций украшений. Сиречь и такие ювелиры нам не подходят, так как не обладают достаточной материально технической базой и опытом для производства серийной продукции.
Куда же нам податься в поиске места для размещения нашего заказа? Есть ли вообще подходящие варианты на рынке? Как говорится в известной поговорке, выход есть всегда. Даже , если Вас съели, то у Вас всё равно, как минимум два выхода. И у нас они конечно найдутся.
Сейчас в экономике период кризиса и оттого выбор мест для размещения нами заказа значительно расширяется: загрузка на существующих производствах невелика, а мастерские отнюдь не завалены заказами. Поэтому варианта три:
1. Найти незагруженное производство
2. Найти незагруженную крупную мастерскую
3. Обратиться в профильный центр услуг или производственную компанию.
Да, существуют и такого профиля организации. В них я и рекомендую обращаться, так как, в отличие от остальных перечисленных, услуги В2В - это их основной профиль и вся их работа организована и настроена на взаимодействие как раз с такими заказчиками, которым нужно комплексное и, я бы сказал, системное обслуживание. При определённом стечении обстоятельств, можно получить лучшие условия и в мастерских или на производственных предприятиях, однако, как только им удастся взять один-два выгодных заказа по основному своему профилю деятельности, они сразу "задвинут" работу с Вами на задний план и, извиняюсь за тавтологию, все Ваши планы покатятся совсем в ненужную сторону.
Итак, приступаем к поиску конкретного исполнителя. Ищутся в интернете такие, по запросам: "услуги для ювелиров", "литьё*название металла в родительном падеже* на заказ", да и вообще просто по словосочетанию "для ювелиров", так как речь идёт о профессиональных участниках рынка, которым собственно Вы и становитесь, начиная дизайнерскую и производственную деятельность. Компании такие в основном сосредоточены в Москве, есть и в Санкт-Петербурге. На остальной территории Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) они представлены случайным образом и без полного спектра производственных услуг. Тем не менее, благодаря современной логистике и средствам связи, работать почти с любой из них можно и дистанционно, из любого региона. Однако гораздо удобнее и предсказуемее будет находиться, как минимум, в одном городе с будущей производственной базой, ибо круг вопросов, которые предстоит решать в процессе работы весьма и весьма обширен, а коммуницировать эффективнее всего именно лично. Ведь лично можно быстрее и эффективнее донести до собеседников не только суть дела, но и эмоциональную его составляющую, а она в деле создания украшений играет не последнюю роль.
Каковы же основные критерии, которые мы будем употреблять при выборе исполнителя для своих заказов? Главнейший и основной, конечно же заинтересованность исполнителя в Вас и Вашем заказе. Как понять, заинтересована ли компания, в чём это должно ощущаться? Во всём! Есть ли вообще у компании сайт? Быстро ли отвечают на обращения? Нацелены ли на работу? Есть ли реализованные проекты? Представлены ли они в социальных сетях и в виде образцов продукции в офисе компании? Грамотный ли персонал? Как и кто с Вами общается? На одном ли "языке"?Стараются ли уточнить слабые места проекта в ТЗ или подход:"Что написано, то и сделаем"? Из всего этого складывается общее впечатление. Вероятно, стоит довериться ему.
Не последним фактором, влияющим на выбор компании-партнёра, является удобное для Вас территориальное расположение офиса компании, так как бывать Вам там придётся весьма вероятно часто.
Для общения с Вами , в компании должен быть определён менеджер. В силу того, что каждый проект уникален, тем более проект дизайнерский, для того, чтобы при его производстве были учтены и оперативно согласованы с Вами все возможные нюансы, необходим "заинтересованный человек" внутри производящей структуры. Он будет своеобразным ангелом-хранителем Ваших творческих посылов при прохождении заказа по этапам производства, проводником Вашей творческой воли. Как правило, такие люди наделены в компании необходимыми полномочиями, способны влиять на процессы производства и логистики внутри компании, организовывать и контролировать их.
Будем считать, что Вы нашли несколько таких компаний, пообщались с ними, составили впечатление и сделали выбор в пользу одной из них. Следующим этапом работы станет
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ(ТЗ) И ПОДГОТОВКА К ЭТОМУ.
Почему я говорю, что к формированию ТЗ нужно готовиться? Ответ прост: без базовых знаний о предмете, Вам будет труднее общаться с профессионалами-исполнителями, понимать друг друга и, что вообще называется, говорить с ними на одном языке. Согласитесь, даже если мы обращаемся в автосервис, с базовыми знаниями об устройстве автомобиля, шансы получить там качественные услуги без лишних финансовых затрат повышаются. Так и в любой другой области: если Вы ориентируетесь в вопросе, то сможете лучше определить, что именно Вам действительно необходимо, а от чего возможно отказаться без всякого рассройства.
Где брать знания? Конечно же в интернете. Вы без большого труда найдёте и скачаете книги Бреполя, Новикова или Марченкова по теории и практике ручного изготовления ювелирных изделий, Халилова по литью по выплавляемым восковым моделям и любые другие, которые сочтёте интересными. Поищите видеоролики на интересующие темы: всемирная паутина наполнена ими, что называется, до отказа. Найдите и почитайте тематические форумы и сообщества в социальных сетях - много интересного и полезного можно узнать из общения ювелиров и мастеров друг с другом. В общем, как сказано в Библии, ищите и обрящете!
После того, как Вы собрали(или не стали) всю интересующую Вас информацию, наступило время некоторого переосмысления первоначального дизайна, в связи с полученными знаниями, и попытки пропустить его через призму технологии. Этот этап, конечно, можно и пропустить, оставив его до консультаций с Вашим менеджером(или технологом) в компании-производителе, но мы тут обсуждаем оптимальный путь, то есть тот, который максимально сэкономит Вам Ваше время и деньги. Ведь время, которое будет тратить на общение с Вами Ваш менеджер тоже чего-то да стоит, не так ли? Да и Вам высиживать впоследствии в офисе производителя лишние часы, согласовывая те или иные нюансы ТЗ вряд ли улыбается? Поэтому, лучше ввсё постараться не только продумать, но и написать заранее. Даже если придётся(а это будет наверняка), потом править и изменять это ТЗ, всё же лучше, чтобы оно на этот момент уже существовало, а не составлялось по ходу общения.
Лучше хоть какое-то техническое задание, чем никакого
СРОКИ И ЦЕНЫ.
В этом кратком тексте я не буду касаться детально вопросов обсуждения сроков и цен, хоть эти два ресурса и являются определяющими при производстве любых работ, так как абсолютно у любого проекта эти параметры уникальны. Необходимо только заметить, что они взаимозависимы и подчиняются обычной элементарной логике. Если у Вас есть опыт воплощения любых проектов, то Вы сможете его применить и в этой области; никаких сверхнеобычностей , относящихся к временным и финансовым затратам, в проектах создания коллекций дизайнерских украшений нет. Всё вполне обыкновенно: первоначальный бюджет лучше в уме умножить на коэффициент 2, как в отношении финансов, так и относительно времени реализации. Так как делается что-то новое, то есть, в той или иной мере, в первый раз, то и безупречных расчётов тут сделать не удастся.
Тем не менее, алгоритм производства Вы с Вашим менеджером прописать сможете, ориентировочные сроки проговорить тоже. Далее, написанного алгоритма по возможности нужно будет придерживаться, а к соблюдению сроков реализации этапов производства стремиться, опять же, по возможности.
Отдельно стоит затронуть вопрос пилотных экземпляров. Если Вы решили изготавливать сразу тираж, а не только набор образцов из будущей коллекции, то этот вопрос безусловно возникнет. Дело в том, что при изготовлении любых тиражей, чтобы составить детальное мнение о тех серийных образцах продукции, которые мы получим из производства в будущем, обычно производят образец продукции или иначе - пилотный экземпляр. Он проходит предварительную приёмку, исходя из которой, возможно вносятся корректировки в процесс производства заказанной продукции. Этап на первый взгляд очень полезный и даже необходимый, но, как водится, есть и "обратная сторона медали". Необходимо понимать, что для производства пилотного образца приходится выполнить все подготовительные и заготовительные этапы, начиная от моделирования, создания тех-карт и мастер-моделей и заканчивая изготовлением всей необходимой для производства оснастки и пресс-форм, опробывания техпроцессов... Всё это составляет весьма изрядную долю себестоимости производства всего тиража. И, так как производственная компания не может работать в убыток, то все эти расходы придётся оплачивать именно Вам. Это может быть выделено отдельной строкой в просчёте будущего производства тиража или включено в цену серийных экземпляров( так называемый "разброс на тираж"), но так или иначе в оплату включается. Временные затраты в этом случае тоже, вероятнее всего, возрастут. Так что принимать решение о том, заказывать ли пилотные образцы или нет, - решать придётся Вам. Резюмируя, можно сказать, что это в целом позволяет снизить риски, повысить предсказуемость, но раздувает временной и финансовый бюджет проекта.
ПРОДВИЖЕНИЕ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СЕБЯ НА РЫНКЕ.
Хоть общение с производством и займёт какое-то время, но всё же, пока будет изготавливаться Ваш заказ, у Вас будет и возможность, да и необходимость посвятить себя подготовке раскрутки и продвижения проекта среди его целевой аудитории.
Подробно тут на том, как её определить, попытаться подсчитать объём рынка, составить маркетинговый план, я останавливаться не буду. Этому посвящены бессчётные ресурсы в сети, книги, обучающие программы и видео, семинары, вебинары и т.д. Остановлюсь лишь на некоторых нюансах, касающихся продвижения именно дизайнерской, ювелирной продукции.
Пропускаем(опять же) открытие монобрендового бутика, т.к. это уже связано не с небольшим дизайнерским стартапом, а уже "тянет" на вполне серьёзный проект. Поэтому(и не только), можно смело заявить, что основным направлением для продажи Вашей продукции вероятнее всего станут интернет-продажи. Безусловно, это не означает, что продажи в оффлайне для Вас полностью недоступны! Многие магазины и бутики с удовольствием берут изделия на реализацию, а в редких случаях, бывает даже выкупают их. Но это будет означать для Вас значительнейшее снижение маржи(т.к. в этих случаях магазины забирают до 70%(!!!) от розничной цены себе в виде комиссии) и, при этом, увеличение вложений в собственные товарные запасы, так как в каждый такой магазин или салон необходимо будет поставить хоть какой-то ассортиментный минимум изделий. Поэтому, вернёмся к нашей основной реальности - виртуальной.
Делать или не делать собственный сайт? Вопрос вопросов! Мы имеем стартап, а он, конечно, позволить себе полноценного интернет-магазина не сможет: нет ни финансовых, ни временных на это ресурсов, да и наполнить такой сайт будет сначала решительно нечем. Поэтому , возможно на первом этапе, выходом станет сайт-визитка или одностраничный лэндинг, с помощью которого можно рассказать о себе и своём проекте, лучше, доступнее и презентабельнее, чем это можно сделать в социальных сетях. В любом случае, обходится такой сайт совсем недорого, а плюсов приносит достаточно и повышает уровень проекта. Безусловно можно рекомендовать здесь следующее: если приметесь за создание и наполнение собственного сайта, то отдавайте предпочтение "коробочным" продуктам, их выбор на рынке очень велик, они очень недорого стоят и очень хорошо продвигаются, в отличие от, к примеру, сайтов, сделанных на "бесплатных" движках(типа wix, ucoz), держаться от которых можно только посоветовать подальше.
Что же касается ОСНОВНОГО способа рассказать о своей деятельности, то в сети это на сегодняшний день безусловно социальные сети. Тут тоже можно дать некоторые рекомендации. При прочих равных, в сетях "ВКонтакте", "Одноклассники", "Мой Мир" и т.п., дизайнерский продукт продвигается крайне слабо, так как основная постоянная аудитория у этих сетей - школьники, подростки, домохозяйки и сельское население. Инструменты для продвижения немногочисленны и неудобны. Рекомендовать однозначно можно такие соцсети, как "Фэйсбук" и, в первую очередь,- "Инстаграм".
Пусть с оговорками и оглядками, конечно, но порекомендую освещать на своих страничках весь процесс придумывания и создания украшений. Это интересно людям, создаёт необходимый антураж, готовит их к появлению в продаже изделий и позволяет собрать предзаказ.
Конечно, огромное значение имеет не только то, что именно снимают, но и кто это делает, и при помощи какой техники. Если у Вас есть хорошего качества фотоаппарат, вероятно имеет смысл, докупить к нему объектив, позволяющий вести предметную съёмку, обзавестись лайтбоксом, да и вообще, посвятить этой теме(как в плане расширения функционала, так и базы знаний и умений) достаточное время. Если вы не располагаете такими возможностями, то стоит поискать специалистов в сети(например на YouDo) и заказывать фотосессии. Это может быть не очень разорительным, при грамотном подходе: заказывайте сессии не на одно изделие, а сразу на коллекцию или съёмку целого этапа работ; стройте отношения на постоянной основе. Всё это позволит оптимизировать затраты на съёмку и обработку фотографий.
Акцентирую: обработка фотографий в графических редакторах обязательна! Без этого на сегодняшний день не обходится ни один бренд, ни один дизайнер
Но всё же самое важное, даже не то, на какую технику и как снимать, а кто именно это делает: донести Ваше личное ощущение, то, что именно Вы хотите "сказать" , выразить и передать людям - вот что по-настоящему важно. Я знаю немалое число примеров, когда изрядные бренды и коллекции выкладывают снимки, сделанные на обычный Iphone!
Есть ещё одна хитрость, к которой иногда прибегают дизайнеры для оптимизации процессов продажи. Есть такой факт: в современном ювелирном и сувенирном производстве до 95% изделий делаются при помощи технологий 3D-моделирования. И, при этом, 3D-файлы - это практически первое, что появляется при производстве изделий после эскизов. И на сегодняшний день существуют специальные программы для качественной визуализации 3D-файлов, то есть, ещё на самом начальном этапе производства изделий, можно получить достаточно реалистично выглядящие изображения того, как они будут выглядеть в готовом виде. Такие изображения называются рэндерами. Они бывают и анимированными, то есть видеорэндерами. То есть, как ни удивительно это может звучать, но ещё не имея в реальности готового изделия, можно получить видео и фото того, как оно будет выглядеть. Правда стоит такая работа весьма недёшево(если уровень реалистичности высокий). Зато позволяет анонсировать создаваемые изделия в сети и, даже, продавать их раньше, чем они созданы физически. В общем, это ещё одна из многих тем, в которые придётся вникать в процессе работы над реализацией проекта. В целом же, нужно понимать, что лучше качественной предметной съёмки готовых изделий с последующей доработкой изображений, ничего не придумано.
С тем, что и где выкладывать, более-менее разобрались, а о том, как продвигать, опять же, написаны и сняты километры и тонны(либо терабайты - кому как больше нравится) материала. Тема SMM-маркетинга очень интересна, важна и популярна. Это один из самых современных механизмов продвижения и, безусловно, заслуживает детальнейшего с ним знакомства, возможно освоения, и, конечно, слишком велик, чтобы вместиться в рамки этого скромного труда.
ПРИЁМКА РАБОТ У ИСПОЛНИТЕЛЯ.
Итак, вернёмся на наше производство, которое тем временем, закончило работы над Вашим заказом и отгружает Вам Ваши изделия. Коснёмся вопроса приёмки заказа. Как принимать заказ, если Вы этого никогда не делали? На что обращать внимание?
Если Вы не просто читали эту работу, а последовали советам, которые в ней содержатся, то Вы уже должны были познакомиться с основными технологиями и процессами производства из книг, интернета и просто общения с Вашим менеджером . Поэтому, не такой-то уж Вы и "чайник"! Дополнительно, в плане самообразования, на эту тему можно познакомиться с отраслевым стандартом. Он был написан ещё во время существования СССР, но создавался на профильных предприятиях и в институтах и не потерял своей актуальности и по сей день. В этом, Вам тоже Google в помощь. Конкретно же рекомендую следующее:
1. Внимательно осмотрите и проверьте КАЖДОЕ изделие
2. Убедитесь, что освещение в помещении, где происходит приёмка, достаточное
3. Любые возникающие вопросы ОБЯЗАТЕЛЬНО задавайте Вашему менеджеру, не стесняясь.
Ну, а вообще, если Вы уделили выбору места для размещения заказа должное внимание, то на этапе приёмки, особых сюрпризов возникнуть не должно. В случае, если замечания у Вас возникли, а такое бывает чаще, чем не бывает, ведь продукт новый и ещё не был "обкатан" на производстве(это в дальнейшей работе замечания становятся редкостью), производство обычно устраняет недоработки в короткий срок. С этим проблем быть не должно(можно и желательно обговорить это ещё на этапе размещения заказа).
Так или иначе, как и в случае с фотографированием, важнее всего то ощущение, которое возникает от изделий, тот посыл, который Вы в них вкладывали с самого начала. Если это есть, то можно считать, что всё уже получилось, и успех в продажах - лишь вопрос времени и техники.
Остаются конечно ещё и небольшие(но крайне важные) юридические и административные аспекты, с которыми Вас без проблем ознакомят (и помогут с их решением) в той же компании, где Вы производили Ваш заказ, если Вы всё сделали правильно и не ошиблись с выбором. В противном случае, можно консультироваться у юристов, пытаться добыть информацию у тех, кто осуществляет похожую деятельность, искать информацию в интернете, наконец. Но это всё пути менее предсказуемые, и, как правило, более затратные.
И вот, по прошествии нескольких недель или возможно даже месяцев, получив огромный и бесценный опыт и новые знания, Вы стоите на пороге новой жизни. У Вас есть собственная коллекция украшений, реализованная от идеи до физического воплощения в материале, есть страницы в социальных сетях, рассказывающие об этом процессе, есть первые приверженцы и поклонники. Может быть, есть свой сайт и первые продажи. Несмотря на то, что основные трудности уже пройдены, многое ещё впереди. Нужно ли бояться?
Борис Пастернак сказал, что надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их все равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения "недостижимой" задачи. Отсюда видно, что преодоление трудностей, не только счастье, а развитие своих сил.
Вернёмся к вопросу, который мы задали себе в самом начале этого размышления: реально ли самому, без огромных финансовых затрат, длительного обучения, привлечения дорогостоящих специалистов и специальных знаний, создать и раскрутить свою собственную линейку ювелирных украшений?
Сделать что-то новое, яркое и хорошее трудно. Однако, если этого не делать, мы будем множить лишь серое и замшелое. Побеждает лишь тот, кто не сдаётся. Шанс есть только у того, кто берёт и делает. Поэтому, мой ответ - ДА. Это не только можно, но и необходимо. Пусть и трудно, но реально.
Реальность - это то, что создаём мы сами. И, если Вы решите, что для Вас это реально, если будете готовы отстаивать право на эту реальность серьёзно, то эта реальность наступит. Вы победите тысячи"но" и "если", справитесь с трудностями и преодолеете преграды. И к Вам придёт успех!
Иван Скворцов
Основатель и генеральный директор Центра услуг для ювелиров "Автозавод 3Д"
Источник - http://uvelir.info/practical/sozdanie_yuvelirnogo_brenda_na_kolenke/