Ювелирные работы на производстве
Условно, всю совокупность операций по изготовлению готовой продукции на ювелирном производстве, можно разделить на два этапа: формообразующий (на котором при первоначальном отсутствии какой-либо формы у изделий, при помощи различных действий и их совокупности (например, 3D-моделирования, печати и литья), она появляется) и сборочно-отделочный (на котором уже существующей формы детали собирают в единое целое и приводят его к состоянию готового ювелирного изделия).
В данном разделе мы рассматриваем как раз всю совокупность действий, происходящую на втором, сборочно-отделочном этапе.
Тут, конечно, многое зависит от принтера, на котором мы печатаем модель (в нашем случае это 3D-принтер ProJet 3500 CPX Max (печать воском) и 3D-принтер Perfactory 3 Mini Multi Lens 60(печать фотополимером). Пожалуй, по качеству поверхности напечатанного прототипа с большим преимуществом выигрывает фотополимерный принтер, НО в любом случае на поверхности будут следы после удаления поддержек, а на восковом проджете мелкая сыпь или «зерно».
Совокупность соединительных действий при изготовлении изделия на ювелирных производствах обычно называют монтировочными операциями. К ним относятся разметка, подгонка, пайка, сварка, штифтовка, клёпка.
Отделочные операции – это операции по приданию поверхностям изделия того или иного вида: шлифовка и полировка, патинирование, пескоструйная обработка, тонирование и оксидирование, нанесение различных фактур и алмазной грани, чеканка и гравировка, галтовка, химическая полировка и гальваника.
По сложившейся за несколько последних десятков лет на ювелирных производствах традиции, технологический процесс производства изделий разделён на несколько участков: участок изготовления мастер-моделей, участок изготовления пресс-форм, участок изготовления восковых моделей, участок литья, участок монтировки, участок полировки, участок закрепки вставок и участок финишной обработки.
В процессе изготовления полуфабрикаты изделий передаются с одного участка на следующий с обязательным промежуточным технологическим контролем. После того, как все предусмотренные технологической картой изделия операции будут выполнены, изделие попадает на финишный контроль качества, а после его прохождения, на склад готовой продукции, откуда будет отгружено заказчику.
Часто, на современных производствах, всё, что происходит с изделиями после литья и до выхода их на склад готовой продукции, условно и собирательно называют монтировкой, по названию собственно основной конструктивной техоперации. Стандартный набор инструментов и приспособлений, применяемых мастерами-ювелирами для монтировочных операций при изготовлении изделий составляет от нескольких десятков до нескольких тысяч наименований. Всем этим необходимо не только уметь пользоваться, но и делать это профессионально. Для получения всей суммы таких профессиональных навыков и знаний требуется многолетнее обучение и производственная практика. Например, на нашем предприятии, при приёме на работу на производственные участки, кандидатуры менее чем с 6-ти летним опытом работы по профилю даже не рассматриваются. Ещё не менее полугода уходит на адаптацию к принятым именно на нашем инновационном производстве алгоритмам работы. Нетрудно догадаться, что уровень оплаты у мастеров такого уровня не может и не должен быть низким. Именно поэтому, при разработке технологических карт для выпуска тиражных изделий мы уделяем всё возможное внимание минимизации ручных трудозатрат в пользу автоматизированных.
Вопрос себестоимости, вообще всегда важный, в силу вполне понятных экономических причин текущего момента, является основополагающим. Понимание того, из каких составляющих складывается стоимость выпуска изделий производством имеет огромное значение и необходимо дизайнеру при разработке будущих коллекций. Ведь цена – это ничем не менее важная характеристика товара, чем внешний вид, а, возможно, и более важная. Вопрос сроков изготовления также играет не последнюю роль, а понимание технологической цепочки, способно дать представление и об этом.
Основной фактор, определяющий цену работ, это конечно расценок конкретного исполнителя или, проще говоря, та зарплата, которая будет ему(или им) начислена за выполнение совокупности работ по изготовлению рассматриваемого заказа. Зависит этот расценок от уровня и опыта самого исполнителя, объёма работ(то есть трудозатрат) и применяемого высокотехнологичного оборудования или больших, чем в среднем, затрат расходных материалов. Понятно, что оплата труда опытного и умелого специалиста выше, чем специалиста ниже уровнем. Разумеется, использование для изготовления дорогого оборудования и большого количества расходных материалов тоже повышает себестоимость процесса изготовления.
Также, на цену работ оказывают влияние и такие вторичные факторы, как: - территориальное расположение офиса и производства(чем ближе к центру города и станциям метрополитена, тем выше арендные платежи у исполнителя заказа и, обратной стороной удобства добираться и экономии времени при коммуникации с исполнителем, является несколько более высокий уровень цен) - долгое присутствие исполнителя на рынке(новые открывающиеся фирмы часто предлагают более низкие цены, так как не имеют достаточного опыта для просчёта всех аспектов будущего производства заказа и слишком сильно заинтересованы в привлечении клиентов, берясь за выполнение заказов на нерациональных условиях, что ничем хорошим ни для кого из участников процесса не заканчивается) - сезонность и возможная локальная загрузка производства исполнителя(не секрет, что в ноябре-декабре все сувенирные и ювелирные, а также все производства, связанные с изготовлением промо-продукции, как правило, перегружены; это же может происходить перед глобальными или масштабными мероприятиями, типа крупных международных конкурсов, соревнований, форумов и т.п.), а при перегруженном производстве, стоимость изготовления дополнительных заказов, разумеется будет увеличиваться, в первую очередь из-за необходимости оплаты сверхурочных работ и сопутствующих этому расходов.
Есть и множество других, не оказывающих такого мощного воздействия на стоимость производства, но всё ж учитываемых факторов: быстрота и удобство обслуживания, формы приёма оплат, уровень обслуживающего персонала и, даже, отделка помещения офиса и качество мебели в нём. Чем всё это лучше и приятнее, тем, пусть и незначительно, но выше, будет стоимость изготовления на данном производстве Вашего заказа.
Всё перечисленное выше - далеко не исчерпывающая информация, владение которой обуславливает возможность сделать грамотную оценку стоимости производства того или иного изделия. Нюансов, влияющих на цифру в просчёте, сотни. К сожалению, невозможно "с кондачка" дать некий перечень цен, на основании которых любой мог бы определить эту стоимость, хоть это и было бы очень удобно как для заказчика, так и для производителя работ. Поэтому, только грамотный технолог, детально знающий, как именно этот конкретный рынок производственных услуг, все употребляемые современные технологии, так и данное конкретное производство, со всеми его возможностями, сможет сделать реалистичный расчёт стоимости изготовления тех или иных изделий.
Автор статьи: Иван Геннадьевич Скворцов.
Основатель и генеральный директор производственной компании 3D Avtozavod.